"Смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенного и ароматических рядов", - говорят химики.
"Самое рафинированное дополнение туалета, раскрывающее умение женщины одеваться ", - заявляют модельеры.
Современные духи могут состоять из более чем 300 различных компонентов. Для их создания парфюмеры используют более 6 тысяч наименований душистого сырья. Самый драгоценный его вид - жасмин, он входит практически во все духи высокого класса. Во многих композициях используется роза. Лаванда придает аромату свежесть. Флердоранж - цветок апельсинового дерева - добавляется для создания сладкого, насыщенного запаха. Особую свежесть придают духам масла, получаемые из цитрусовых, плодов бергамота и древесины кедра. Применяются в парфюмерии гвоздика, сандал, тмин, герань, пижма, мята, анис, азалия, дубовый мох...
Мускус, цибет (получают из желез абиссинского кота), амбра - вещества животного происхождения, известные в древности как самостоятельные услаждающие обоняние средства. Именно они придают духам утонченность и "темперамент". Кстати, "темперамент" французских духов высокого класса объясняется как раз высоким содержанием этих весьма дорогих компонентов .
Но растительное сырье тоже дорого. Чтобы добыть килограмм розового масла, надо собрать две тонны лепестков. А чтобы выжать, например, масло из ИРИСА, нужно дубить его корни без малого два года. Парфюмеры научились синтезировать душистые вещества, хотя полностью заменить натуральные пока невозможно.
Специалисты разделяют духи на две основные категории "натуральные", имеющие цветочный запах, и "фантазийные" духи. Слово "натуральный" не зря поставлено в кавычки. Создавая духи с запахом ландыша, жасмина, фиалки, парфюмеры не копируют аромат самого цветка, а скорее, его художественное обобщение. Так же, как композитор создает мелодию из нот. Кстати, первым обратил внимание на сходство творчества музыканта и парфюмера Скрябин. Существует даже таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Нота "ре" первой октавы означает запах фиалки, "до" четвертой - ананаса...
Классический пример "натуральных" цветочных духов - "Амаридж" от "Живонши" и " Трезор" от "Ланком".
Однако большинство выпускаемых сегодня духов относится к "фантазийным", которые, в свою очередь, делятся на пять групп:
- Первая - с ароматом цветочного букета. "ШАНЕЛЬ № 19", "Габриэлла Сабатини" (фирмы "Муэлхэнс"), "Дюна" (фирмы "Диор") это духи с очень свежим, легким, тонким ароматом.
- Вторая группа - альдегидная. Альдегиды - соединения, обладающие своеобразным плодово-цветочным запахом с примесью острого "жирного" оттенка. Этот запах прогорклого жира, сам по себе весьма неприятный, а сочетании с другими создает изумительные композиции. Классические "Шанель №5" - это альдегидные духи.
- Третья группа - шипровая (название происходит от классических духов "Шипр" фирмы "Coty", созданных в 1917 году). В состав этих духов входят цитрусовые и цветочные масла, а также компоненты животного происхождения - мускус, амбра, цибет. Это изысканные духи с чистым, свежим, чуть горьковатым запахом - "МИСС ДИОР", "ФЕНДИ", "МА ГРИФ", "ПАЛОМА ПИКАССО".
- Четвертую и пятую группы можню определить, хоть и весьма условно, как духи с пряным и восточным ароматом. К пряным относятся " - ФИДЖИ" (фирмы Lancome). Духи восточного направления очень "темпераментные", теплые, обладающие cладковатым запахом с оттенками фруктов или экзотических цветов - "ОПИУМ" (Yves Sаint-Laurent), "МАЖИНУАР" (Lancome), "КАШМИР".
В зависимости от сочетания летучих веществ духи могут быть свежими, тонкими, легкими или тяжелыми, пряными, чувствительными.
Выбор зависит от вкуса. Но всегда ли это так?
Сегодня в продаже более 400 названий духов. Появляются новые, иные уходят, и их забывают. Изготовление новых духов подобно игре в pyлеткy, в которой участвуют все известные дома моды и косметические фирмы. Что гарантирует успех в этой игре? Только ли запах? Наверняка не только он. Важную роль играет и упаковка, и флакон. Важно и название: "ОПИУМ" (Yves iaint-Laurent) - звучит так интригующе... Или "ПУАЗОН" , что означает яд... "Духи создаются не только для услады носа, они должны будить воображение, - сказал автор зтих духов. - Сначала мы придумали это название - "ПУАЗОН" , а потом уже под него были созданы духи".
Рекламой духов занимаются сегодня не только звезды кино - Катрин Денёв, Ален Делон, Элизабет Тэйлор, но и принцессы крови, - например, Стефания де Монако.
Духи расскажут о женщине больше, чем она сама о себе знает. И это правда.
В соответствии с этой истиной женщин можно разделить на четыре группы.
- Первая (увы, самая многочисленная) - это женщины, пользующиеся случайными духами - подарил на день рождения муж или приятельница.
- Вторая - женщины с традиционным вкусом. У них свои цвета и свои фасоны. Они не поддаются капризам моды (хотя на духи мода меняется не так стремительно, как на одежду), они знают свой стиль и выбирают духи высокого класса лучших фирм, таких как Canei, Guerlain, Dior, Carven, Lancome, Coty. Они никогда не пользуются "случайными" духами, а просто передаривают их подругам.
- Третья группа - женщины переменчивые. Они внимательно следят за новинками моды. Легко мешают цвет одежды, волос и макияжа. Они с удовольствием принимают в подарок новые духи в надежде, что удастся наконец решить вопрос - остаться ли яркой брюнеткой или, может, превратиться в воздушную блондинку (исходя из классической заповеди: для блондинок - легкий цветочный запах, для брюнеток - более интенсивный и экзотический).
- Четвертая - женщины с запросами. Их не удовлетворяют классические, традиционные духи даже самого высокого класса. Но они игнорируют и разрекламированные новинки. Они ищут нечто оригинальное, неповторимое, подчеркивающее: их индивидуальность. Пробуют множество духов, и уж если наконец сделают выбор - то на всю жизнь.